понедельник, 14 января 2013 г.

Новогодние каникулы в Польше и Словакии

Новогодние каникулы традиционно посвятили небольшому автопутешествию и горным лыжам: новый год встретили в Польше, а потом покатались в Словакии.

СПб - Псков - Кунична Гора - Каунас - Варшава - Краков - Бешенёва - Краков - Варшава - Каунас - Рига - Шумилкино - Псков - СПб (посмотреть на карте)

В Словакию мы уже ездили три года назад - катались в Высоких Татрах, а теперь решили попробовать катание в Низких. Основным местом для спорта и отдыха в Низких Татрах безусловно является Демановская долина, где расположен горнолыжный курорт Ясна, пожалуй самый популярный среди всех словацких.
Путь из Петербурга в Ясну был не близкий и компания у нас собралась не маленькая - девять человек, поэтому ехали мы не торопясь, и несколько дней провели в Польше, встречая Новый Год. Выезжали мы 29 декабря, а возвращались 8 января, поэтому для быстрого прохождения границ в ЕС и обратно без многочасового ожидания в очереди воспользовались эстонской системой бронирования электронной очереди GoSwift, работающей с лета 2012 года в обоих направлениях. Первым городом на нашем пути была новогодняя Варшава.

Если сравнивать с аналогичной поездкой 3 года назад, то погода в Польше в этот раз была просто сказочная: ясно, сухо и тепло - и ехать было намного легче, и гулять приятнее. Та же самая декабрьская Варшава в хорошую погоду воспринималась совсем по-другому. При виде нашей большой и веселой компании некоторые заведения даже меняли режим работы: сначала предупреждали мол закрываемся скоро, а на практике получалось, что работали. Хотя вообще конечно найти работающий допоздна в предновогодние дни ресторан в Варшаве очень сложно

Памятник Варшавскому восстанию 1944 года

Непосредственно Новый Год мы встречали уже в Кракове. Город гулял весело и с размахом, в полночь вся главная площадь плотно заполнилась жителями и гостями города. Найти в центре Кракова свободное заведение в новогоднюю ночь было не просто, в основном везде были мероприятия по билетам или спискам предварительного бронирования. В центр было стянуто большое количество полиции. Новогоднее утро в Кракове

В первый день нового года город не спал, на главной площади было оживление, продолжала работу ярмарка

Мариацкий костёл

Погуляв по центру, мы отправились в Вавель

Вид с холма на изгиб Вислы

Посетили кафедральный собор святых Станислава и Вацлава

Костёл на Скалке или Церковь Святого Архангела Михаила и Святого Станислава

Напротив Костела на Скалке, на противоположном берегу Вислы, можно полетать на воздушном шаре. Точнее не полетать, а просто подняться и увидеть панораму Кракова

Правда желающих на такой аттракцион было много, и, пока мы отстояли большую очередь, город погрузился в темноту. Вид на ночной Вавель с воздушного шара

В Кракове попробовали новый отель - Ibis Budget. Название оправдалось - номера и правда очень бюджетно исполнены, так что любителям комфортного размещения лучше бронировать классический Ibis, там и уютнее, и просторнее.

Перед отъездом в Словакию 2 января посетили соляную шахту в городе Величка. Без сопровождения гида в шахту не попасть, и в этот день на 11.10 была назначена групповая экскурсия в шахту на русском языке для группы в 35 человек. Приехав на место, мы увидели на стоянках несколько автобусов и еще несколько десятков автомобилей с российскими номерами - многие туристы из России как и мы поехали встречать новый год в Краков, а утром 2 января приехали в Величку. Пришлось постоять в большой очереди. Тем не менее в шахту мы попали: поляки вместо одной группы в 35 человек с русскоговорящим гидом по плану запустили в этот день около десятка групп по 50-60 человек в каждой.
Наибольшее впечатление в шахте производит часовня Святой Кинги, созданная в соляной камере длинной 54 метра

Выбирая место проживания в Словакии, ориентировались на низкие цены и удобное, с точки зрения отдыха после катания, расположение отеля. Подходящие варианты нашлись в городе Липтовский Микулаш, где расположен аквапарк TATRALANDIA, и в деревне Бешенёва с термальным водным парком GINO PARADISE Bešeňová. В итоге выбор пал на отель в Бешенёва, в 200 метрах от входа в водный парк. Разместиться где-то в Демановской долине было тоже заманчиво, да и недорогие варианты с пешеходной доступностью подъемника там были, но мы решили, что пешеходная доступность кафе, магазина и водного парка важнее, а до подъемников можно и проехать.
Изначально ездить в Ясну из Бешенёвы планировали на машинах и даже внимательно изучили ситуацию с парковками, но по приезду сориентировались на месте и нашли более практичный вариант - бесплатный автобус AQUA SKI BUS. Такие автобусы как нельзя более кстати запустили в конце уходящего 2012 года и в Высоких, и в Низких Татрах. В Высоких до лыжных мест и аквапарка в Попраде, в Низких - в Ясну, Ружомберок, нашу Бешенёву и аквапарк в Липтовком Микулаше. Чтобы пользоваться автобусами в Низких Татрах, требуется приобрести региональную туристическую карту Liptov Region Card, которая кроме проезда на автобусе позволяет получить целый ряд скидок, в том числе на подъемники Ясны. По умолчанию карта стоила 7 евро, но рецепции отелей делают карты своим гостям за 3 евро. Стоит учитывать, что карты именные и их изготовление занимает некоторое время.
Снега в Ясне было не много - работали не все подъемники и склоны, но для нас катание удалось. Мы были всего три полных дня, и открытой части трасс как раз хватило. Погода на горе Хопок, на высотах 1600-2000 метров, была достаточно скверная с сильным ветром, льдом и камнями на склонах, а на Луковой горе и ниже был мягкий снежок и хорошо кататься.

В Ясне я опробовал достаточно много красных и синих трасс:
1. Pretekárska Priehyba - Záhradky
11. FIS Rovná Hoľa - Záhradky
12. Jelení Grúň
13. Biela Púť
Состояние трасс 1, 2, 5, 10, 11, 12, 13 было отличным, особенно по утрам, а вот на остальных был лед и встречались камни. Синяя трасса 13 откровенно скучная, в Альпах такие обычно обозначаются как очень простые, зеленым цветом. Вечернее катание с 18 до 21 работало на освещенных трассах 1 и 13, но мы на него не ездили ни разу. Карту склонов можно посмотреть на официальном сайте курорта.

Водный парк GINO PARADISE Bešeňová порадовал - кроме термальных бассейнов под открытым небом с водой от 26 до 39 градусов там были еще и другие возможности: уютный спа, большой закрытый бассейн с реалистичной искусственной волной и недавно открытая адреналин-зона с самыми длинными и крутыми в Словакии водяными горками

Обратная дорога была довольно скучной и однообразной - грустно было возвращаться домой на работу после весело и активно проведенных каникул. Три несложных перегона где-то по 600 километров каждый - и мы дома. Снега на дорогах не было. Останавливались на ночлег в польском городе Ломжа и в Риге. На прохождение всех границ за поездку ушло около двух часов: час по дороге туда, и час на обратном пути - отличный результат для Нового Года! Говорят, о внедрении системы бронирования очереди аналогичной эстонской GoSwift уже всерьез задумались в Финляндии.